Мехмед Завоеватель,  Стамбул,  Старый Дворец,  Топкапы

Старый Дворец в Стамбуле (Эски Сарай, Дворец слёз)

Турецкие названия:

Eski Saray, Saray-ı Atik, Saray-ı Duhterân, Kızlar Saray

Первый султанский дворец Стамбула

Мехмед Завоеватель отказался использовать в качестве своих резиденций дворцы прежних византийских императоров: Большой Дворец находился в упадке, а Влахернский находился на значительном удалении. В Константинополе Мехмед пробыл около месяца, а затем вернулся в Эдирне. Но успел распорядиться о начале строительства резиденции в завоеванном городе.

Греческий историк Дука сообщает, что место для дворца выбрал сам Мехмед, и оно считалось очень удачным: бывший Форум Тавра, площадью около 140 000 м2. Во времена расцвета Византии по периметру площади стояли прекрасные церкви. А вот на самой площади был невольничий и скотный рынки.

От Форума Тавра не осталось почти ничего. По форме он напоминал Форум Траяна в Риме (на иллюстрации)
От Форума Тавра не осталось почти ничего. По форме он напоминал Форум Траяна в Риме (на иллюстрации)

Строительство началось в 1454 году, а закончилось не позже 1458 года. Михаил Критовул, другой историк, пишет, что в 1455 году султан нашёл дворец «блестяще построенным, так же как и стены, и крепость (Йедикуле). Мехмед был так доволен, что наградил ответственных деньгами и роскошными халатами и другими вещами».

Казалось бы, что здесь могло пойти не так? Ведь султан был доволен. Возможно, грек что-то напутал, ведь фактически строительство дворца продолжалось до 1458 года. Но факт есть факт — уже в следующем году Мехмед затеял новую стройку дворца, известного сегодня как Топкапы. Он и стал новой резиденцией и отражением величия новой империи. Тогда как дворец на бывшем Форуме Тавра получил обидное «старый» (Эски Сарай) и по сути стал главным гаремом Османской Империи на следующие полтора века.

Что из себя представлял старый дворец

Самое раннее изображение старого дворца — гравюра венецианца Джованни Андреа Вавассоре, напечатанная в 1520 году, но сам рисунок был сделан в 1479, то есть во время правления Мехмеда II. Дворец окружен двумя стенами, основные постройки находились внутри второй стены. На внешнем периметре видна колонна Феодосия.

Старый дворец на гравюре венецианца Джованни Андреа Вавассоре (Seraglio vechioстарый дворец)

Сами стены были облицованы свинцовыми плитами, которые изъяли из опустевших монастырей. Свободные пространства заполняли сады и газоны, это немного сглаживало ощущения жизни в огороженной крепости. По сообщениям современников, сад внутри дворца был полон экзотических птиц, включая павлинов и страусов. Английский путешественник Файнс Морисон в своих заметках за 1597 год описал как встретил в Константинополе слона и жирафа, животное, которое было практически неизвестно европейцам.

Жираф, посланный турецким губернатором Египта французскому королю в 1826 году

Старый дворец был единственным местом в Османской Империи, предлагавшим систематическое образование для женщин. И он был интернациональным по своему составу, объединяя людей из Азии, Европы и Африки. Новой девушке не нужно далеко ходить в этой Вавилонской башне, чтобы найти ту, что могла бы говорить на её наречии.

Султаны посещали своих женщин лишь по праздникам и особым дням, а время с ними проводили в своих особых комнатах. Также они приезжали, чтобы отдать дань уважения матери и следить за успехами своих детей. Хотя порой султаны пренебрегали своими сыновними обязанностями. Гюльбахар, прабабушка Сулеймана, жалобно писала своему сыну Баязиду II:

Моё сокровище, я скучаю по тебе. Даже если ты не скучаешь по мне, Я скучаю по тебе. Приезжай и позволь мне увидеть тебя. Прошло сорок дней с тех пор, как я видела тебя в последний раз

Тем не менее, почти уверенно можно сказать, что гарем существовал и в Новом Дворце, причём с момента его основания. Промонторио писал, что в 1475 году в Новом Дворце жили 250 девушек, а в Старом – 150. Помещение для женщин в Топкапы, известное как «зал дев» — небольшое и ограниченное ответвление внутреннего двора, возможно, намеренно не совпадающее со строго линейной планировкой всего мужского дворцового сооружения.

Венецианец Луиджи Бассано, живший в Стамбуле в 1530-х годах писал о Сулеймане Великолепном:

У главного турка есть дворец с женщинами на довольно большом расстоянии от его собственного. Там он держит множество молодых христианских рабынь… Из них Великий турок выбирает ту, которая ему больше нравится, и держит ее отдельно в течение двух месяцев, и развлекается с ней, как ему заблагорассудится. Если она забеременеет, он возьмет ее в супруги.

Стамбульцы привыкли к постоянному потоку транспорта между новым и старым дворцами. Помимо самого султана туда-сюда ездили чиновники, гонцы, курьеры и слуги. Так же поступали и наследники-шехзаде — они жили в Старом дворце, но частично получали образование Новом.

Сегодня путь пешком займет около получаса.

Когда и почему гарем в итоге переехал в Новый Дворец

Считается, что Хюррем и ее свита окончательно переехали в Топкапы после того, как пожар 1541 года уничтожил большую часть Старого дворца. Но более правдоподобна версия о том, что женщина была значительной фигурой в обоих султанских дворцах, и перемещалась между ними, после замужества постепенно превращая новый дворец в свою главную резиденцию .

Старый дворец после пожара 1541 года

Вопреки версии, показанной в сериале «Великолепный Век» Валиде Айше Хафса не жила во дворце Топкапы. Первой матерью султана, оставшейся в новом дворце была Нурбану. При ней Старый Дворец окончательно потерял свое прежнее значение.

Старый Дворец В Стамбуле называли «Дворцом Слёз», но не только лишь потому, что туда со временем стали ссылать ненужных наложниц и гарем умершего султана, но и потому что в Главном Дворце женщинам плакать запрещалось.


Так в 1595-м году при восшествии на престол Мехмеда III умертвил 19 своих братьев. Рабби Саломоне (врач) описывает переезд гарема:


«Как только эти прекрасные несчастные шехзаде были похоронены, народ собрался у ворот, чтобы посмотреть на то, как Cераль со всеми вещами покидают их матери, другие жёны и дочери почившего султана. Под это дело отдали все дворцовые кареты и повозки, всех лошадей и мулов. Кроме жён и 27-ми дочерей султана из дворца отправляли две сотни других людей: кормилиц, нянь, служанок. Все они отправились в Эски Сарай. С ними были ага, то есть евнухи, которые охраняли женщин, как того требовал обычай. В Старом Дворце женщины могли оплакать своих сыновей — в Главном Дворце делать это было запрещено под страхом наказания. Согласно обычаю, со временем женщины смогут выйти замуж. В Главном Дворце оставили лишь беременных жён, до тех пор, пока не родятся их дети.
Все няньки и учителя их покойных братьев тоже высылались прочь, как и большое число евнухов, а ещё карликов и немых, которых держали при дворе прежнего султана»

19-й век. Ворота Старого Дворца. Не сохранились

Гарем умершего султана отправлялся в Старый Дворец. Если у женщины не было сына, который мог бы взойти на престол, то Старый Дворец мог остаться её домом на всю оставшуюся жизнь. В другом случае она могла вернуться в Топкапы в качестве Валиде-султан.

Старый дворец сохранял свое значение до 1826 года, когда после упразднения корпуса янычар его передали в распоряжение сераскера (военного министра). Женщины же переехали во дворец Топкапы и Эйюп.

Сераскер некоторое время занимал помещения Старого Дворца. В 1866 году французский архитектор Буржуа перестроил ворота, а всё, что осталось от дворца было снесено.

Сегодня на месте Старого Дворца находится Стамбульский Университет.

Источники:

  1. https://islamansiklopedisi.org.tr/saray-i-atik-i-amire
  2. Leslie P. Peirce  Empress of the East: How a European Slave Girl Became Queen of the Ottoman Empire. 2017.
  3. Gülru Necipoğlu. Architecture, ceremonial, and power : the Topkapi Palace in the fifteenth and sixteenth centuries

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *