Обучение маленьких принцев

У каждого маленького принца была кормилица и служанка, которую выбирали среди рабынь. Они заботились о нём под присмотром матери шехзаде. Никому, кроме няни и кормилицы, не позволялось брать ребёнка на руки и целовать его.

Когда малыш начинал ползать и ходить, за ним всюду следовала служанка. Окружающие девушки развлекали ребёнка игрушками и играми. Часто мальчика вывозили в экипаже на короткие прогулки, его сопровождала мама, главная калфа или няня и чёрный евнух.

слева направо Зия-Бей (сын Мехмеда Рызы-паши), Абдуррахим Эфенди (сын Абдул-Хамида), Шехзаде Мехмед Джемаледдин Эфенди (внук султана Абдул-Азиза и сын Шехзаде Мехмеда Шевкет Эфенди), Шехзаде Мехмед Абдулхалим Эфенди (внук султана Абдул-Меджида и сын Шехзаде Сулеймана Селима Эфенди), Али Эйюп-Бей (сын адмирала Ахмеда Эйюпа-паши)

Когда принц достигал возраста, когда он мог начать читать, у него появлялся учитель. На первых занятиях обязательно присутствовал султан, вначале всегда произносили бисмилях (во имя Бога, самого Сострадательного, самого Милосердного). Затем ежедневно евнух провожал принца в специально отведённый учебный класс, где его ждал учитель.

В такие путешествия обычно направлялись недалеко – в соседние дворцовые павильоны, например в Сад Хаджи Хусейна, Долину Ыхламур в Бешикташе или Кючук Чифтик (маленькая ферма около дворца Долмабахче). Это было место встречи наследников, там они общались и играли. После еды дети катались по парку в повозках, в которые запрягались пони. Ещё здесь упражнялись в стрельбе из карабинов и луков. Во дворец всегда возвращались до захода солнца.

Во дворце принцы-шехзаде всегда держались друг друга, играли, в том числе и с сёстрами. Каждую пятницу дети встречались с отцом-султаном. Если в гареме проходили церемонии, праздники, концерты, давали балет маленьких принцев сопровождали их служанки. Но когда мальчики становились старше, им уже было не по статусу посещать такие увеселительные мероприятия.

Когда принцы становились взрослыми, они осторожно избегали помещений гарема. Если юноши не были в отъезде, они жили в собственных покоях, где проводили время за чтением или общением с матерями и собственными наложницами. По вечерам принцы навещали сестёр и братьев, часто они вместе играли на музыкальных инструментах. Иногда на такие вечера специально приглашали музыкантов. В любом случае, эти визиты никогда не были случайными, их всегда планировали заранее, а если это было невозможно, перед визитом гарем всегда оповещали.

Комната султана Абдулхамида во дворце Бейлербейи

Наложниц принцев всегда называли по имени с добавлением титула ханым1. Девушки гарема не носили титул султан, он принадлежал лишь женщинам императорской крови, дочерям султана или самим принцам. Наложница одного принца никогда не могла показаться перед другим. Эти девушки обращались к главной калфе “моя калфа” (калфам). У них были свои служанки и собственные покои, они редко выезжали в город и по большей части проводили время за чтением и рукоделием. Наложниц для принцев выбирали из молодых девушек, которые выросли или были привезены в императорский дворец2.

Жёны султана очень тщательно следили за образованием и воспитанием своих детей, их питанием и всем их материальным обеспечением. Общее руководство домашним хозяйством они доверили своим старым калфам, опытными, но относительно необразованными, женщинам, умевшим читать и писать. Почти все они хорошо владели музыкальными инструментами, в юности многие из них играли в составе оркестра в гареме.3

Основными занятиями кадын и икбал в гареме были чтение Корана, литературы, особенно книг по истории, рукоделие и музицирование. Также они играли в маленькие игры на ловкость, а также в ныне забытые старинные игры, которые тогда были в фаворе в Серале. Чтобы скоротать время женщины играли в нарды и различные карточные игры, но никогда не играли на деньги. Наконец женщин развлекали визиты хазнедар (казначея) и бывшие служанки-калфы, покинувшие дворец. Принцессы выезжали с экипажем в город и катались на лодках.

Прогулка Гарема,Пьер-Эмиль Жигу де Гранпре, 1883 г.

Воспитание маленьких султанш всегда поручалось исключительно способным учителям, специально подготовленным. Среди тех, кого я знала, были преподаватель литературы Игдасифелек и учитель фортепиано Дурнигар. Последняя была ученицей маэстро Доницетти. Эти дамы были отлично подготовлены для своей миссии. Дурнигар была превосходной пианисткой и первой скрипачкой в Императорском оркестре, она сочинила несколько музыкальных произведений – польки, вальсы, мазурки, которые были действительно очень хороши. В молодости она была очень красива, я часто видела ее в Серале, где она жила до самой своей смерти. Среди калф, которые также были музыкантами, я могу также упомянуть Левифер, Кюрет и Пейаммигар, которые учили принцесс играть на традиционных турецких инструментах.

Дети султанов много времени уделяли музыке, но я никогда не слышала, чтобы хоть кто-то из них обучался вокалу. Если уж на то пошло, я почти и не слышала, как они поют.

Принц Мурад, который позже взошел на трон и правил в течение трёх месяцев, был очень хорошим пианистом. Во время своего долгого 28-летнего плена, последовавшего за эфемерным правлением, он сам воспитывал своих детей и, в частности, учил их играть на пианино. Его дочь, Фехиме Султан, была превосходной пианисткой и сочинила несколько очень хороших пьес. Дети султана Абдул-Хамида также, по-видимому, были превосходными музыкантами. Примечательно, что Шадие Султан очень хорошо играла на арфе, принц Бурханеддин был прекрасным пианистом, принц Абдуррахим, играл на виолончели, а ещё любил дирижировать оркестром, а принц Тевфик, по-видимому, был очень искусным органистом.

К сожалению, я не имела чести встречаться или слышать музыку этих последних принцев и принцесс, которые, даже не родились в то время, когда я была в Серале.

1Ханым – женская форма от хан. К очень знатным дамам обращались ханым эфенди. Султанш иногда называли султан эфенди.
2Нужно добавить, что с отменой рабства на закате Османской Империи наследники реже вступали в отношения с рабынями, вновь появились династические браки. Так, шехзаде Абдуррахим, сын султана Абдул-Хамида, и шехзаде Осман Фуад, внук султана Мурада, женились на двух дочерях принца Египта Мехмеда Аббаса Халима; принц Омер Фарук, сын принца Абдул-Меджида, женился на дочери султана Мехмета VI, его двоюродного брата.
3Лейла Саз сама была музыкантом, поэтому в своих воспоминаниях она много внимания уделяет музыке.