Быт Османской Империи,  Стамбул

Продажная любовь в Османской Империи

Проституция, как известно, является древнейшей профессией в мире, но на мало что известно о ней во времена Османской Империи, и даже не потому что проводилось мало исследований на эту тему. В отличие от брака, развода, рабства и супружеской неверности проституция не регулировалась ни законами османов, ни мусульманским правом, ни законами шариата. Исследователи склонны сетовать на то, что случаи, упомянутые в османских источниках, часто недостаточно конкретны, чтобы определить, действительно ли жалоба на “безнравственность” связана с проституцией.

“Босле бани”, Theodore Ralli (1852-1909). Конечно, нет никаких картин, изображающих женщин
свободных нравов. Потому просто дополню статью картинами европейских художников,
изображающими восточный быт.

Первое упоминание о проституции относится к последним годам правления султана Сулеймана Великолепного. По словам Рефика Ахмет Севенгила (книга Istanbul Nasıl Eğleniyordu), инцидент произошел в 1565 году:

Местные жители в районе под названием Султангир собрались вместе и пошли к местному кади (судье) и пожаловались на пятк-рых женщин, которых звали Арап Фати, Нарин, Гиритли Нефисе, Камер, известную также как Атлы Асес, и Балатлы Юмни. Суть жалобы заключалась в том, что эти женщины открыто занимались проституцией. Из пяти женщин только Арап Фати отказалсась предстать перед судьей. Было решено, что дома этих женщин будут проданы, а женщины будут изгнаны из города.

Когда имам пришёл в дом Арап Фати, она прокляла его, кади и шариат. Было установлено, что она впустила в свой дом незнакомцев (мужчин, которые не были ее отцом, мужем или братом). Её гнев возник из-за того, что она уже сталкивалась с такой же ситуацией в другом районе Стамбула: поскольку ее муж был янычаром и поэтому участвовал в одной из многочисленных военных кампаний, она занялась проституцией, чтобы выжить. Излишне говорить, что ее дом был продан, а её саму заключили в тюрьму до возвращения мужа.

Молодая девушка на террасе, Frederick Arthur Bridgman (1847-1928)

Преступление и наказание

Всего через два года после упомянутого выше случая Султан Селим II издал указ, призывающий к расследованию случаев проституции и безнравственности в городе, регистрации всех соответствующих лиц и их наказанию: проститутки должны быть заключены в тюрьму. Очевидно, что призыв искоренить проституцию не увенчался успехом, потому что подкупить связанных с ней должностных лиц было слишком легко.

Маринос Сарияннис в книге “Проституция в Османском Стамбуле, конец шестнадцатого – начало восемнадцатого века” отмечает, что закон, по-видимому, был довольно расплывчатым, и это заставило многих юристов 16-го века считать проституцию законной, но сводничество было преступлением. Османы предпочитали взыскивать штрафы с женщин, которые совершали “прелюбодеяние”, и это, похоже, устраивало их: они даже смело шли к кади, чтобы требовать оплату за свои услуги. Автор также приводит пример губернатора Дамаска XVIII века, который отказался от наказаний и вместо этого потребовал от каждой проститутки ежемесячную плату. В 1703 году Эдирне, по-видимому, была заполнена “прелюбодейными женщинами и самыми низменными мужчинами”, и чиновникам снова было приказано ходить из района в район, регистрируя всех.

“Мужчина и женщина”, Étienne Jeaurat ( 1699–1789)

В 19-м веке по всему Стамбулу открылись мейхане (таверны) – от Еникапы до Хаскея и от Бейоглу/Галаты до Кадыкёй. Официантами в этих местах были красивые юноши, хотя развлекать их могли танцовщицы с певицами. К этому времени в Стамбуле была хорошо налажена торговля женщинами с Балкан. Банды вербовали и распространяли женщин через такие города как Измир и Триест. Иностранкам давалось разрешение на работу в домах терпимости в некоторых районах, в то время как мусульманским женщинам технически запрещено заниматься проституцией. Тем не менее, последние всё же работали в мусульманских районах, таких как Аксарай, а их соседи были в курсе происходящего.

Иностранные консульства проявляли интерес к “спасению” любой несовершеннолетней девушки, если ее семья обращалась к ним за помощью. Самым активным было консульство Австрии. А вот Турецкая полиция, как правило, не вмешивалась в происходящее с иностранцами. Это привело к тому, что работорговцы приобретали турецкое гражданство,чтобы турецкое законодательство защитило их от иностранных консульств.

Не только женщины

В то время как западные люди склонны думать о проститутках как о женщинах, Османская культура была такова, что большое внимание уделялось красоте юношей. Уолтер Джи Эндрюс и Мехмет Калпаклы описали эту ситуацию в своей книге “Век возлюбленных”:

Когда в общественной жизни доминируют мужчины [как это было у османов],в стране, где часто происходят войны, а многие мужчины проводят большую часть своего времени, в компании других мужчин, где мужчины образованны, а женщины нет, где так высоко ценятся мужские достоинства, например, сила, храбрость, физическая подготовка, талант, красноречие. Влечение и даже любовь к молодым мужчинам – это утверждение тех ценностей и добродетелей, которые человек ищет в себе. Можно привлекать женщин и поддерживать с ними отношения, однако эти отношения всегда крайне неравные как с точки зрения распределения власти, так и с точки зрения распределения культурных ожиданий.”

Два мужчины, моющие другу друга. Старый хамам, Bradley Secker, 2010 г.

В османском обществе женщины, принадлежащие к высшему классу, были вынуждены жить в своих домах, лишь немногим из них нужно было выходить на улицу, чтобы делать покупки и приобретать предметы первой необходимости для своих семей. Поэтому неудивительно, что банщиками или официантами в тавернах работали молодые люди. Владельцам не потребовалось много времени, чтобы понять, что их заведения будут посещать чаще, если там будут работать привлекательные юноши. Эндрюс и Калпаклы приводят случай поэта Газали, который построил комплекс в Бешикташе и укомплектовал его красивыми молодыми людьми. Вскоре владельцы других бань стали жаловаться на отсутствие клиентов, и в конце концов комплекс снесли. Власти, похоже, закрывали глаза на практику и на доступность этих юношей, но только до тех пор, пока это не привело к социальному возмущению или изнасилованию. Наказание не было чётким или последовательным и назначалось в зависимости от ситуации.

Эта тема в современной Турции, конечно, табуирована, потому не стоит ожидать большого количества исследований на тему свободных нравов в Османском Обществе.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *