Как переводится титул «Хасеки»
Хас ода – личные покои султана;
Хасеки – привилегированная наложница;
Хас – вообще все султанские владения.
Но что означает слово «хас»?
Османское общество 16-17 веков разделялось на сферы, характеризующиеся не столько понятиями публичного / общего / мужского и частного/домашнего/женского, сколько различиями между привилегированным и обычным, священным и светским.
Простыми словами для арабо-мусульманского общества было характерно деление общества на «массу» и «элиту». Для этого разделения арабоязычные авторы использовали термины: хасса (мн. ч. хавасс) – «элита, избранные, особые» и ‘амма (мн. ч. ‘авамм) – «масса, простонародье, чернь».
Позднее, в мамлюкскую и османскую эпохи, термин хасса получил ещё одно значение: люди, близкие к тому автору, который об этом пишет, то-есть его непосредственное окружение, либо людей, окружавших правителей, их свиту. Позже это понятие распространялось уже даже не на людей, а на всё, принадлежавшее халифу или султану.
Хасеки – самая влиятельная женщина гарема после Валиде
Если мы посмотрим на «зарплату» женщин гарема в период женского султаната, то увидим, что хасеки по иерархии были на втором месте после Валиде-султан. Удивительно, но хасеки, рабыня-наложница, не имеющая кровного родства с правящим султаном, занимала более высокое положение, чем родные сёстры и тётки султана, выше, чем его дочери. Т
акой высокий статус объяснялся тем, что это была мать будущего потенциального султана:
В 1575 году, сразу после восшествия на престол Мурада III, его хасеки Сафие-султан получала жалованье в размере 700 акче в день, в то время как его сестра Исмихан-султан, жена уважаемого великого визиря Соколлу Мехмед-паши, получала только 300 акче, другая сестра Геверхан-султан, жена визиря Пияле-паши, – 250 акче. Тётя Мурада, Михримах-султан, дочь Сулеймана и Хюррем-султан, вдова великого визиря Рустем-паши и чрезвычайно влиятельная женщина получила 600 акче, живя в уединении в Старом дворце.
Когда молодой Сулейман, очевидный наследник престола, был губернатором в санджаке, его мать Хафса получала жалованье в размере 200 акче в день. Хасеки Сулеймана, Хюррем ближе к концу своей жизни получала беспрецедентные 2000 акче в день. После её смерти сопоставимую сумму могла получать только валиде султан, а стандартное жалованье хасеки в следующем столетии составляло лишь половину этой суммы – 1000 акче в день. Было лишь два отклонения от этой практики:
1. Сафие-султан получила только 700 акче как хасеки, в то время как ее предшественница Нурбану получила 1000 акче. Это может показаться необычным, ведь Мурад был очень предан своей любимой наложнице. Дело, скорее всего, в том, что во времена Хасеки Нурбану, в гареме не было Валиде-султан, и она совмещала обе функции.
2. В 1633 году Мурад IV поднял жалованье хасеки до 2000 акче, оно оставалось таким на протяжении всего его правления. Это увеличение, скорее всего, связано с увеличением «зарплат» вообще для всех, кто жил во дворце в то время. Эти перемены расцениваются историками как способ утвердиться личную власть Мурада после девяти лет регентства его матери Кёсем-султан.
Один раз хасеки – навсегда хасеки
Фаворитка сохраняла свой статус даже в отставке. Кёсем продолжала получать стандартное жалованье в размере 1000 акче целых пять лет между смертью Ахмеда I и восшествием на престол ее старшего сына Мурада IV. Даже Айше, относительно малоизвестная хасеки Османа II, получала эту сумму больше восемнадцати лет после смерти султана, притом, что у нее не было сыновей, которые могли бы дать ей престиж в качестве потенциальной Валиде.
Однако хасеки Мурада IV и Ибрагима в отставке получали только 100 акче. Это ещё одно свидетельство того, что особый статус Хасеки начал исчезать к середине 17-го века.
Источники:
- К ВОПРОСУ О ХАССА И ‘АММА (традиционная концепция “элиты” и “массы” в арабо-мусульманской культуре)
- Peirce, Leslie P. – The Imperial Harem Women And Sovereignty In The Ottoman Empire (1993)
Один комментарий
Ирина