Что такое санджак
- Как переводится слово «санджак»
- Почему Маниса была любимым санджаком
- Шехзаде Мустафу из Манисы перевели в Амасью. Это была ссылка?
- Почему система перестала существовать в 17-м веке
Санджак – слово тюркского происхождения, переводится как «знамя» или «флаг». Во время боя каждое подчинённое султану племя шло в бой под своим флагом. В 14-м веке санджаками стали называть территориальные единицы империи, во главе каждого стоял управляющий – санджак-бей.
Структура управления и территориального деления в Османской Империи в 16-м веке выглядела так:
Тимар, Зеамет и Хасс – базовые единицы. Это деревня, город или группа деревень. Отличались по уровню годового дохода (хасс – самый богатый).
У системы престолонаследия Османской Империи были азиатские корни:
Каждый мог занять трон. Возраст, титул и рождение в браке не имели значения. После смерти султана его сыновья вступали в политическую борьбу до тех пор, пока не победит самый достойный.
При жизни правителя его сыновья и внуки помогали в управлении частями отдельных провинций (санджаками). Султан делал это с тремя целями:
- Позволял наследникам научиться управлять. Конечно, у шехзаде были самые лучшие учителя в столице, но одно дело теория и совсем другое практика;
- Удалял претендентов на престол от столицы. Им было труднее поднять бунт и бросить вызов действующему султану;
- Выражал своё предпочтение тому или иному претенденту: тот, кого султан видел своим преемником, назначался в ближний к Стамбулу санджак. Когда правитель умирал, этот наследник имел больше шансов скорее добраться до столицы и захватить трон.
Почему Маниса была любимым санджаком
Санджакбей Манисы, всё равно что Принц Уэльский, был главным претендентом на престол
У этой традиции нет глубоких корней. Так Принц Баязид управлял Амасьей, его сын Селим – Трабзоном. Впрочем, первым губернатором Манисы, ставшим султаном был Мехмед Фатих, возможно, что корни традиции в этом. При этом Маниса находится, мягко говоря, далеко Стамбула, есть и куда более близкие к столице санджаки. Например, Эдирне
Дело в том, что система принцев-правителей действовала только на мусульманских территориях Малой Азии и в Кафе (Феодосии). Шехзаде не назначали в европейскую часть Османской Империи. Дело в том, что в 14-м веке опальные османские принцы подняли восстание недовольных правлением султана на приграничных балканских землях.
В 1510 году Селим (тогда ещё шехзаде) пытался добиться у султана Баязида II назначение для своего сына Сулеймана в Румелию (европейскую часть), но ничего не вышло – это было против правил.
Шехзаде Мустафу из Манисы перевели в Амасью. Это была ссылка?
В сериале «Великолепный Век» возне с назначением наследников в санджаки посвятили очень много экранного времени. По сериалу перевод Мустафы в Амасью в 1541 году выглядел именно ссылкой. Но не все историки согласны с такой трактовкой. Так Лесли Пирс считает это повышением Мустафы.
И вот причины
- Сулейман значительно увеличил жалованье Мустафы;
- Из Амасьи тот был временно направлен в приграничный Диярбакыр. Это означало, что Империя готова дать бой своим заклятым врагам – Государству Сефевидов. Назначение в этот сложный регион говорило об огромном доверии Сулеймана;
- Пребывание принца в такой отдаленной провинции поднимало дух местных жителей и укрепляло султанскую власть. В Манисе же наследником престола было давно никого не удивить.
Конечно, со временем отношения Мустафы и отца испортились, но до этого момента было ещё 12 лет.
Почему система перестала существовать в 17-м веке
Мехмед III взошел на престол в 1595 году. Он стал последним османским принцем, которого отправили в управлять санджаком. Его сын, шехзаде Махмуд, рвался занять пост губернатора. И одновременно рассказывал всем вокруг, что с радостью бы повёл войска своего отца против мятежников Анатолии. Но султан увидел в этом не свидетельство преданности сына, а лишь его чрезмерное честолюбие. Потому летом 1603 года Махмуда задушили. А через полгода скончался и сам падишах. Ахмед, другой его сын, не успев послужить в санджаке, сразу попал на османский престол.
Так древний обычай управления провинциями был заброшен, не намеренно, но в силу обстоятельств.
Может показаться, что султаны и их советники стали панически бояться переворота внутри страны, потому и стали выбирать наследником одного из тех, кто томился во дворце.
Но дело не только в этом. В 17-м веке расклад сил сильно изменился. Губернаторы больше не имели ни прежней власти, ни рычагов управления, ни даже армии. Кроме того, их перестали допускать к основным денежным потокам (заворовались!). Спустя время после завоеваний Египта и Ближнего Востока с его торговыми путями большая часть доходов и расходов государства проходила не через губернаторов, а через чиновников и сборщиков, прямо подчиняющихся падишаху. Часто эти люди были выходцами из дворцового кавалерийского отряда (это ситуация, кстати, вызывала гнев янычар).
Центр управления и богатство империи окончательно переместились в султанский дворец. Большого смысла тренироваться на котиках в санджаках у наследников больше не было.