«Смертельный нарыв». Как умер Селим Явуз (Грозный), отец Султана Сулеймана
История болезни
Летом 1520-го года Султан Селим прогуливался по садам дворца в Эдирне и обсуждал планы новых завоеваний со своими союзниками. В который раз он почувствовал боль в спине и присел отдохнуть: долгие переходы верхом на лошади с возрастом всё больше давали о себе знать. Султан посчитал, что со временем эта боль отступит, как это бывало и раньше; нужен лишь небольшой отдых. Селим попросил принести ему карту и вновь перенесся мыслями к Острову Родос, который он так мечтал завоевать. О боли он совершенно забыл. Но лишь на время.
Уже в августе султан был вынужден обратиться к лекарям: боль в спине ощущалась иначе, чем раньше: она стала колющей. Придворный лекарь Хасан Джан (он и оставил подробные записи о болезни Селима) обнаружил нарыв с белым содержимым и прописал мазь. Через несколько дней лечения боль так и не отступила. Желая немедленного излечения, Селим повелел своему банщику вскрыть размягчённый паром гнойник. Слуга выполнил приказание, пусть и заставив этим Селима скорчиться от боли. Но облегчение не пришло: спустя несколько дней спина падишаха настолько разболелась, что он не мог более держаться в седле. Тем не менее, он по-прежнему присутствовал на заседаниях дивана, принимал советников и иностранных послов.
И пусть Селим делал всё возможное, чтобы скрыть свою боль, поползли слухи: многие обратили внимание, что глаза султана пожелтели, да и слухи о нарыве вышли за пределы дворца.
Лучшие врачи империи — мусульмане, евреи и христиане — отправились из Стамбула в Эдирне. Но ничего не помогало: боль Селима только усиливалась. Видя ухудшающееся состояние, лекари убеждали падишаха вернуться в Стамбул, где бы он мог получить должный уход. Селим согласился сделать это, при условии, что этот переезд со стороны должен выглядеть самым обычным образом. Но он был так измучен, что его пришлось везти лежа.
Султан был скрыт от всего мира своим роскошным шатром, чтобы ни один подданный империи не мог увидеть его в таком жалком состоянии. Чтобы Селим отдохнул от мучительного переезда, процессия остановилась в Чорлу, неприметном местечке на половине пути между Эдирне и Стамбулом. Падишах уже бывал здесь: тогда он был во главе мятежных войск, выступивших против его отца, Султана Баязида. Прежде сильный и решительный; теперь же Селим был обессилен, и даже простое путешествие в Стамбул оказалось для него невыносимым.
В Чорлу он впал в агонию — султан лежал то приходя в сознание, то теряя его. В один из моментов просветления он приказал слугам читать суру Корана «Йа Син»*. Рабы послушно подчинились, как оказалось, последнему приказу султана. Селим шептал стихи вместе с ними, сосредоточив свои смутные мысли на его будущей жизни и воскресении. Может быть (никто не знает, конечно, наверняка) он думал о том, каким будет правление его сына Сулеймана. Или же вспоминал об отце и убиенных братьях. А может быть размышлял о том, как не успел завоевать весь мир.
Селим закрыл глаза. Его советники склонились над своим неподвижным повелителем, наблюдая, как дрожали его губы, а грудь ходила вверх и вниз. А через несколько минут всё прекратилось и пришла тишина. Тень Бога умерла.
*рекомендуется читать «Йа Син», когда кто-то находится при смерти или уже умер.
Причина смерти
Султан Селим сделал свой последний вздох ранним утром 22 сентября 1520 года, в возрасте около 50 лет (есть разные версии года его рождения). Причиной смерти, скорее всего, была или чума или сибирская язва, последней он мог заразиться от лошади.
События после
Те, кто был в палатке Селима в Чорлу решили сохранить его смерть в секрете до прибытия в Стамбул. Как ни в чём ни бывало, на следующий день они провели заседания дивана, а потом продолжили свой путь в столицу. Но перед отъездом тайно послали гонцов в Манису. В идеале Сулейман должен был прибыть в Стамбул раньше, чем новости о смерти Селима дошли бы столицы: империя не могла оставаться без лидера.
Хасан Джан, наблюдал за тем как готовили тело к транспортировке. Он поведал нам крайне странную деталь о том, что покойный якобы двигал правой рукой, чтобы закрыть причинное место. Это должно было убедить читателя, в скромности и благочестии почившего.
Как и ожидалось, Сулейман прибыл в императорский дворец раньше процессии с телом отца и без малейших затруднений занял трон. У Османской Империи появился десятый султан.