Стамбул: до и после завоевания
Завоевание Стамбула стало поворотной точкой в мировой истории. Многие историки отделяют Средневековье от Нового Времени именно 1453 годом.
В мае того года Султан Мехмед триумфально вошёл в Константинополь. Первым делом он направился в Собор Святой Софии. По пути он видел и руины некогда самого прекрасного дворца на всём свете — Большого Императорского. Состояние обоих зданий было удручающим. Да и сам город находился в плачевном состоянии и был лишь тенью былого величия.
Жилые районы Константинополя в 1400-х годах были в основном пустынны. Клавихо Кастильский, проезжавший через Константинополь в 1403 году, сообщал, что значительная часть города состояла из пустых площадей, огородов и полей. Кристофоро Буондельмонти посетил город в 1419 году и также описал печальную картину упадка.
Население Константинополя в период расцвета Историки оценивают в 800 тысяч человек. Но в поздневизантийский период в городе проживало лишь около 30 тысяч. Но даже по сравнению с этим, Константинополь после осады был обезлюдевшим. Сразу после завоевания Мехмед II поручил Чебе Али провести обследование города (Тахрир). В пределах городских стен города находилось 562 жилых и 346 заброшенных домов. Интересно, что в Галате (первоначально небольшой пригород на другой стороне Золотого Рога, в котором проживали итальянцы) было 864 дома – полный разворот традиционных статусов. Если посчитать, что в одном доме в среднем было по 5 жителей, то в получим 2800 человек в городе и 4300 человек в Галате.
И кем же тогда заселяли опустевший город?
Греческие источники сохранили бесчисленное число описаний кровавых расправ, учинённых турками в завоёванном городе. Но в действительности уничтожение коренного населения города было совсем не в интересах Мехмеда Завоевателя. Более того, султан поощрял возвращение греков-ромеев: даровал им право свободного владения занимаемых домов. Но желающих вернуться было немного даже спустя три месяца. Поэтому перешли к политике принудительного переселения в Константинополь:
В 1459 депортировали — греков из Амасры, через год — жителей островов Тасос, Лимнос, Имврос и Самотракия. То же самое произошло после завоевания Трапезунда в 1461 году. Тем же способом в городе появились греки из Митилини, Аргоса и Эвбеи. Новые районы были этнически однородными. Например, Балат (вдоль северного берега Золотого Рога) принадлежал почти исключительно евреям. Но в больших районах население было “пёстрым”. Из-за депортационной политики мало кто из православных жителей был коренным константинопольцем.
Почему Султан Мехмед сохранил Греческую Православную Церковь?
- В интересах Мехмеда было сохранять раскол между православными и католиками: это была гарантия того, что Запад не придёт на помощь единоверцам. Мехмед лично проследил за тем, чтобы место Патриарха занял человек, нетерпимый к любым компромиссам с католиками;
- Христианские подданные Султана легче приняли новый порядок. Парадоксально, но грекам было проще мириться с присутствием мусульман, чем католиков — первые хотя бы не покушались на веру их предков;
- Возможное влияние Мары Бранкович, мачехи Мехмеда родом из Сербии. Это единственная женщина, про которую достоверно известно, что Мехмед относился к ней с почтением. Мара была известной защитницей православной веры.
Тем не менее, потери были чудовищные
Потерянное византийское наследие, это то, почему так сожалеют и рефлексируют греки и православные вообще. Даже у меня на канале неравнодушные люди часто пишут комментарии и грозятся пойти отвоевать город обратно, разрушить минареты, сбить щиты с именами Пророка и поставить крест над Святой Софией. Но Собор хотя бы сохранился, тогда как тысячи других объектов потеряны безвозвратно.
Вот 5, пожалуй, самых горьких утрат:
- Икона “Одигитрия”, символ покровительства Богородицы и византийской идентичности. Была разрублена на части мародёрами из-за оклада из золота и драгоценных камней;
- Храм Святых Апостолов. На его месте появилась Мечеть Фатиха (завоевателя);
- Большой Дворец. Справедливости ради, был в глубоком запустении к моменту утраты города. На территории бывшего дворца сейчас находится множество зданий и сооружений, самая большая – Мечеть Султанахмет (Голубая Мечеть). Сохранился лишь Буколеон, но он в ужасном состоянии и фактически заброшен;
- Храм Богородицы Фаросской, главный Храм Большого Императорского Дворца;
- Площадь Августеон – главная площадь Константинополя с конной статуей Юстиниана.
Сразу после завоевания города Мехмед приказал начать ремонт в Святой Софии: собор стал мечетью, а значит и символом завоевания. А вот возрождать резиденцию византийских императоров султан не пожелал. Не приглянулся ему и Влахернский Дворец, пусть менее роскошный, но хотя бы пригодный для жизни. В Константинополе Мехмед пробыл всего лишь месяц, а потом вернулся в свой недавно построенный дворец в Эдирне. Но в его голове уже был план по превращению обезлюдевшего Константинополя в новую столицу своей империи. И в самом сердце города должен был появиться дворец.
Источники:
https://www.byzantineambassador.com/post/post-byzantine-constantinople-the-orthodoxin-an-ottoman-megalopolis
Дж.Харрис. “Византия. История исчезнувшей империи