Кто такая Дайе Хатун
«Дайе» — это не имя, а титул, означающий кормилицу.
О грудном вскармливании в Исламе
Представления о молоке матери в иудаизме и христианстве повлияли на его интерпретацию в Исламе: в нескольких главах Корана подчеркивается его значение и святость как источника жизни, необходимого для физического, умственного и эмоционального развития ребенка.
Коран предлагает идеальную продолжительность кормления – 2 года (но не указывает ожидаемую частоту для него):
Зачем были нужны кормилицы?
- Первая причина очевидна – если у женщины не хватало молока. По легенде, именно так случилось с Айше Хафсой. На одной неделе с Сулейманом в Трабзоне родила сына Афифе Хатун, местного кади (судьи). Так она стала кормилицей будущего султана.
- Вторая причина приглашения кормилицы – взаимное согласие супругов, если они хотели продолжить близкие отношения. Коран прямо не запрещает кормящим женщинам быть наедине с мужчиной, но комментарии исламских богословов советуют матерям избегать этого – считалось, что это портит качества молока. Вероятно, состоятельные мужчины готовы были платить, чтобы не ждать окончания лактации.
Некоторые статьи утверждают, что в кормилицы женщины шли не от хорошей жизни – ими становились лишь очень бедные женщины, от безысходности
Теологи и медицинские специалисты из всех четырех основных школ суннитского ислама предполагали связь между грудным молоком, кровью и семенной жидкостью, а следовательно, родственную связь между двумя людьми, которых кормит одна и та же женщина. Когда кормилица кормила грудью новорожденного, её молоко влияло на формирование физических и моральных качеств ребенка. Потому семьям советовали найти кормилицу, моральные ценности и физические качества которой напоминали бы биологических родителей ребенка.
Согласно Корану (4: 23), нельзя жениться на ком-то, вскормленном той же женщиной, которая вскормила тебя. Также запрещён брак с молочными племянницами, молочными дочерьми, молочными тетками, молочные бабушками и внучками. Эти ограничения на брак также распространяются на мужа молочной матери и его родственников.
Для османской аристократии было почти немыслимо, чтобы подходящая женщина оказалась из самых низов или имела запятнанную репутацию. Ведь она становилась родственницей ребёнка и влияла на его воспитание.
В семье султана кормилицами часто были свободные женщины. Более того, иногда они были замужем за высокопоставленными чиновниками.
Однако есть сведения о том, что однажды кормилицу для султанского дворца искали буквально по объявлению, размещённому в одном из кварталов. Это было связано с тем, что среди окружения не могли найти подходящую кандидатуру.
В интернете есть статьи о прототипах Дайе Хатун из сериала «Великолепный Век». Женщина с таким именем жила во времена Хюррем и была кормилицей шехзаде Мехмеда
Не стоит радоваться, если в каких-то источниках вы встречаете Дайе Хатун или Дайе Кадын и считаете, что нашли исторический прототип из сериала. Это всего лишь должность в гаремной иерархии, в одно и то же время во дворце могли быть несколько дайе. Так и было с Сулейманом.
Если с Афифе Хатун всё понятно – её сын Яхья Эфенди присутствовал в жизни Сулеймана и оставил о себе добрую память на века, то со второй дайе больше неопределённости. Возможно, вторая кормилица была нужна для подстраховки. Также, возможно, что это была девушка, потерявшая ребёнка. Так или иначе, сохранился регистр, относящийся к сентябрю-октябрю 1511 года, когда Сулейман прибыл в Крым на свой первый пост (нет, в Шебенкарахисаре Сулейман не служил, но это другая история). В этом документе Сулеймман находится в группе со своей мамой Хафсой и некой Дайе Хатун. Далее идут 5 евнухов и 10 безымянных наложниц. То, что у них нет имени предполагает, что они были и только что куплены, или же переведены из гарема Селима, то есть эта дайе вряд ли могла быть кормилицей для детей Сулеймана, поскольку их ещё тогда не было.
Также Дайе Хатун упомянута в недатированном регистре Манисы (предположительно, первые годы пребывания там Сулеймана), тоже в числе семьи султана – вместе Айше Хафсой и её дочерью. Предположительно, это та же самая женщина, что была и в крымском регистре. Не похоже, что это была Афифе – ведь она была свободной женщиной, у которой был ребёнок и муж (Яхья продолжал жить в Трабзоне, а позже переехал в Стамбул).
В 1530-м году Сулейман построил в районе Фатих в Стамбуле мечеть Сурури Дайе хатун, его молочной мамы. Мечеть сохранилась.
Очень похоже на то, что это именно та женщина, которая была рядом с ним и в Крыму, и в Манисе, и звали её Сурури. На табличке слово «дайе» переводится и как «няня», и как «кормилица». В более поздние времена няни в гареме носили другой титул — дады калфа. Было ли такое разделение во времена Сулеймана, я уверенно сказать не могу.
Так что женщина, близкая к образу сериальной дайе хатун, действительно существовала. Она могла быть как няней, оставшейся в услужении даже у взрослого юноши, и Айше Хафсы, так и кормилицей. Но тогда непонятно, что же случилось с её ребёнком и семьёй, если она продолжала следовать за Сулейманом.
Дайе – это ОЧЕНЬ престижно
Это была должность, отмечаемая в гаремных регистрах атрибутом «иззетли», что и в современном турецком означает «почитаемый, уважаемый, почтенный». Дайе получали повышенное жалование и всегда были отдельно поименованы в «зарплатных ведомостях» и продовольственных ассигнованиях (кроме денег обитательницы гарема получали и персональные съестные припасы, в зависимости от занимаемого статуса, об этом есть в воспоминаниях Лейлы Саз). Отмечу, что в таких документах поименно называли лишь членов семьи султана, кормилиц-дайе и главу гарема – кетхуду хатун (кадын) – должность, которая не упомянута в «Великолепном Веке», но которую фактически занимал персонаж Дайе Хатун.
Вот пара примеров:
- в продовольственном регистре (me’kûlât) из периода Мехмеда IV, датированным 1643 годом, указано, что кормилице выделялось почти такое же количество снеди, как и матери султана (Валиде);
- согласно реестру расходов 1697–1698гг., выделяемых на личные нужды (harc-I hassa) периода правления Мустафы II, кормилица получала более высокое пособие, чем старшая наложница (и любая другая наложница вообще). В продовольственном регистре того же года ежемесячно султану и его матери выделялось 40 овец, кетхуде и дайе -20, главному чёрному евнуху – 30.
- Умм Гюльсюм Хатун, дайе Мехмеда II, завоевателя Константинополя, была обеспечена султаном достаточным доходом, чтобы взяться за строительство двух мечетей в Стамбуле и одной в Эдирне; окрестности последнего впоследствии стали носить ее имя
- Дайе шехзаде Мехмета (сына Сулеймана и Хюррем) была построена в Кягитхане( Стамбул): мечеть, турецкая баня и начальная школа. Мечеть сохранилась и носит имя «Дайе Хатун» (Daye hatun cami). Хаммам в Кягитхане, к сожалению, не сохранился. По книге «Исторический справочник Кягитхане», Дайе Хатун умерла в 1543 году от депрессии. Но до этого она успела построить мечеть, хамам и школу. Расходы на построение этих объектов были покрыты за счет доходов фонда Хасеки Хюррем Султан. Таким образом, Хюррем Султан выразила благодарность Дайе Хатун за защиту ее самой и ее детей. В книге мечети, во дворе которой похоронена сама Дайе Хатун, есть такая запись: «Владелицей этой мечети является Дайе (няня) Султана Мехмеда. Да ниспошлет Аллах покоя ее душе. Кто помянет ее молитвами, пусть того в Раю Аллах посадит рядом с пророками».
Это объясняет то, почему в кормилицы к османам шли даже жёны пашей: должность открывала для их мужей и для них самих широкие перспективы и финансовую поддержку. Если же кормилица была вдовой, то в будущем её могли удачно выдать замуж.
После окончания своей «миссии женщины могли продолжить свою службу во дворце
В некоторых случаях дочки Дайе жили с ними во дворце
Есть сведения, относящийся к периоду Махмуда II, дочь кормилицы (Дайе кызы) была на службе как у принца Абдул-Меджида, так и у Михримах султан (одной из дочерей султана), зарабатывая личное жалованье. Позже детей кормилиц называли дайе керимеси.
Кормилицы оставались во дворце до самых последних дней существования Османского государства и пользовались большим влиянием во дворце . Согласно ведомостям, в которых указывалось жалованье, своя личная кормилица содержалась в покоях каждой кадынэфенди. Дайе-калфа в иерархии занимала третье место после башкалфа и дады-калфа.
Невольниц и свободных женщин, которые ухаживали за султанскими детьми и прислуживали им, называли дадыкалфа . Айше Султан, дочь султана Абдул-Хамида II, так вспоминает свои отношения с няней:
Я была очень привязана к ней. Когда я была маленькой, она укладывала меня в постель, садилась у изголовья и своим нежным голосом пела колыбельные, пока я не усну. Днем же она расказывала мне красивые сказки. С бесконечной заботливостью, добротой и беседами она одевала меня, делала для меня все. Я же целовала ее в щеки и называла «моя милая нянюшка», а она меня — «моя единственная, мой ангелочек».
Пока султанская дочь или сын не начинали ходить, их могла держать на руках только их кормилица или няня. Позже детей передавали на воспитание няне, то есть дады. Чтобы дети не скучали, их окружали маленькими невольницами.