Османские Султанши,  Стамбул,  Топкапы,  Хюррем Султан

Личные вещи Хюррем. Где их посмотреть в Стамбуле в 2024 году

За годы погружения в тему, мне встретились только 5 вещей, о которых точно известно, что они принадлежали Хюррем-Роксолане. Все они были помещены на усыпальницу султанши и, судя по сохранности, были закрыты от воздействия солнечных лучей и влаги. При ремонтных работах в 1911-м году вещи были перемещены в Топкапы. Ещё чуть позже коллекция разделилась – 2 украшения попали в коллекцию Музея Турецкого и Исламского искусства в Стамбуле (Дворец Ибрагима Паши), а три текстильных предмета остались в Топкапы.

На 2024-й год выставлены 2 предмета в Топкапы и один предмет во Дворце Ибрагима Паши.

Дворец Ибрагима Паши

Находится на площади Султанахмет (одноименная остановка трамвая), вход 17евро. Фотографировать можно

✔️Доступно:

головное украшение (Baş süsü) в виде золотого дерева (инв.№ 439).

Подпись: перенесено из захоронения султанши. Подробного описания экспоната в каталогах я пока не встречала.

Искать экспонат вот в этом зале музея:

В запасниках: Соргуч Хюррем Султан (инв.№ 419)

В европейских языках это эгрет, в русском тоже. Представляет собой украшение, которое крепилось к тюрбану вместе с изящными перьями.

Дворец Топкапы

Дворец Топкапы во второй половине 2010-х находился на большой реставрации, многие помещения (особенно в гареме) были недоступны туристам. Реставрация продолжается, но по сравнению с 2017-м и 2018-м годами можно увидеть несравнимо больше. В 2023-м году наконец-то открылись выставочные пространства в помещении бывших казарм экспедиционного комплекса в третьем дворе. Вещи Хюррем выставлены на втором этаже выставки костюмов.

✔️Доступно:

носовой платок (инв.№ 31/1473), размеры примерно 50х50см.

Носовой платок, принадлежавший Хюррем Султан

Платок изготовлен из тонкого тканного льна цвета слоновой кости. На кайме выполнен узор в виде решетки из ряда ромбов. Каждый ромб обрамлен звездой с четырьмя тюльпанами, расходящимися от его внешних краев. Вышивка выполнена голубыми, коричневыми, фисташково-зелеными и рубиново-красными шелковыми нитями, а также золотом и серебром.

Шитьё золотом и серебром (марашская вышивка) — это разновидность поверхностной вышивки, она также известна под названием зердуз/зардози («зар» на персидском означает «золото» и «дози» – вышивка) или бурсинская вышивка. Выполняется в различных стилях, таких как плетёный, завёрнутый и чешуйчатый швы. Если в народе использовались металлические нити, то при дворе вышивали настоящим золотом и серебром. Вышивка выполнялась на пяльцах двумя нитями: одна из них велась по поверхности ткани, а другая закрепляла её. Помимо иглы также использовалось шило. Чтобы металлическая или покрытая металлом нить держалась на поверхности ткани, её закрепляли вощёной нитью, которая оставалась под подкладкой и не портила вид изделия.

Церемониальные вещи, в том числе кафтаны и платки изготавливались в мастерских, тогда как вещи для повседневного использования – девушками при дворе султана или частными мастерицами на дому.

Есть большая вероятность, что платок сделан самой Хюррем, на это намекает Лесли Пирс и некоторые другие исследователи. Сохранилось письмо султанши польскому королю, в котором она перечисляет подарки, которые ему послала – две пары панталон, рубашку, пояс, шесть носовых платков, полотенце для рук и лица. Все эти вещи были выполнены под надзором Хюррем, а может быть, она сделала их своими руками.

2. налобная лента (инв.№ 31/1480), размеры 56,5х4,5см.

Верхняя лента принадлежала Хюррем

Налобная повязка (кашбашты) с парой полосок, отходящих от ее заостренных концов. Вышивка на бежевом льне чёрными, синими, кремовыми и рубиново-красным шёлком и золотом. Узор состоит из ряда пересекающихся и соединенных квадратов, которые образуют восьмиконечные звезды. Этот мотив символизировал бесконечность Вселенной и широко использовался в раннем османском искусстве. Внутри ромбов чередуются крестообразные мотивы (тут, наверно, порадуются адепты всяких маргинальных теорий заговора) и букеты из четырёх тюльпанов.

В 2010-м году эта лента приезжала в Россию на выставку “Сокровища Османских султанов”, которая проходила в Музеях Московского Кремля. (по крайней мере, она есть в каталоге этой выставки)

В запасниках: Другая налобная лента (инв.№ 31/1478)

Налобная лента, принадлежавшая Хюррем

покрыта вышивкой и украшена рядами восьмилепестковых цветов, попеременно окрашенных в синий, красный и серебряный на золотом фоне. Его обрамляет тонкая красно-золотая шевронная кайма и золотой шнур. К концам когда-то крепились другие ленты, которые заявязывались на затылке.

Бонус: портрет Хюррем (83×67 масло на холсте)

Долгое время хранился во Дворце Топкапы, но в 2019-м произошла реорганизация и вся станковая живопись, вся коллекция дворцовой живописи переехала в картинную галерею Дворца Долмабахче.

Находится на конечной остановке Т1 трамвая Кабаташ или автобусной остановке Мимар Синан Юневерсити. Билет 300 лир или в составе комплексного билета Долмабахче+Гарем+Музей (1050 лир). Съёмка запрещена, но в музее один охранник на несколько залов.

В каталогах портрет датируется 19-м веком и создан на основании вымышленных портретов, распространенных в Европе. Автор и происхождение портрета неизвестны.

Распространено мнение, что первый подобный портрет был написан Тицианом, местонахождение этой картины сегодня неизвестно. Портрет Хюррем-Султан кисти Тициана затем и был взят за образец. В верхнем левом углу картины имеется надпись на латыни: ROSSA SOLYMANNI VXOR («Росса – супруга Сулеймана»).

Портрет Хюррем в картинной галерее Дворца Долмабахче. Искать в одном из залов на первом этаже

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *