Контрацепция в Османской Империи. Как в гаремах контролировали количество детей
- Что говорит ислам о прерывании беременности
- Акушерки в Османской Империи
- Как контролировали рождаемость во дворце Османского Султана
- Зачем было нужно контролировать рождаемость во дворце
Что говорит ислам о прерывании беременности
В исламе отсутствует каноническое правило по вопросу о добровольном прекращении беременности, религиозные авторитеты четырёх основных школ ислама внимания этому вопросу много не уделяли. В Коране есть сура, осуждающая детоубийство под предлогом бедности, но, кажется, это было предостережением против обычной для Аравии 7-го века практики умерщвления новорождённых девочек.
В книгах фетв (мнений по правовым вопросам) муфтии(официальные толкователи мусульманского права) и шейхулисламы (главы османского духовенства) много высказывались касаемо таких «личных» преступлений как прелюбодеяние, кровосмешение и гoмoексуализм, но до сих пор не обнаружено фетв, касающихся нерождённых детей. При этом правами в Османской Империи дети наделялись с момента их зарождения в утробе матери. Так их учитывали как наследников при разделе наследства.
Но прямого запрета на аборты не было: были обстоятельства, когда для сохранения здоровья и жизни матери такие операции разрешались. Руководствовались сроком «вдыхания души», то есть времени, когда у плода появлялись выраженные признаки жизни (жанин). По мнению большинства исламских учёных, это 120 дней.
Ранний aбoрт без уважительных причин, таких как вышеупомянутая опасность для здоровья матери, подпадал под понятие макрух (разрешен, но осуждаем). Неспособность кормить ребенка грудью или недостаток денег для найма кормилицы также были вескими причинами для прекращения беременности. Кроме того, перед решением женщина должна была советоваться со своим мужем. В исламском праве есть понятие дия (кровавые деньги) – сумма, выплачиваемая за непреднамеренное убийство. Теоретически на женщину (или другое лицо, ставшим виновником потери ребёнка) могли наложить такой штраф за вызванный выкидыш. Он составлял десятую часть дийи за убийство женщины (или одну двадцатую часть дийи выплачиваемой за здорового мужчину). Но практика показывает, что до определенного момента на такие случаи закрывали глаза.
Впрочем, были случаи реального наказания. Так в 1602 году в Бурсе некий Мехмет, сын Мустафы, долгое время был вёл аморальный образ жизни. Дошло до того, что он вооружённый вломился в женский хамам. Там он ранил нескольких женщин и напугал остальных так, что у троих потом случился выкидыш. Банщик и еще несколько человек смогли поймать Мехмета и с большим трудом доставили его в суд, где ему среди прочего присудили выплатить дийю за младенцев несчастным женщинам.
Акушерки в Османской Империи
Тем не менее, в Османской Империи на протяжении 500 лет очень неплохо себя чувствовали акушерки, которые помимо родов, помогали женщинам и избавляться от нежеланных детей. До модернизации государственного медицинского образования в 19-м веке и медиками, и акушерками чаще всего были евреи. Иностранные путешественники, посетившие Османскую империю в конце 18-го-начале 19-го веков, сообщали, что аборты среди мусульман практиковались свободно и без каких-либо ограничений. Они отмечают, что у мусульманского населения не было ни малейшего беспокойства по поводу этой практики. Впрочем, как обычно, мы не можем полностью доверять таким сведениям.
Множественные войны (особенно с Россией и Австрией) привели к потери территорий и стали причиной сокращения населения, а значит, и доходов Империи. На рубеже 18-19в. османские власти обратили пристальное внимание на женскую утрoбу, деторождение перестало быть частным делом каждого.
- В мае 1789 года запретили продавать лекарства, провоцирующие выкидыши;
- В июне 1790 года постановлением запретили сами операции.
За акушерками установили государственный надзор, а ещё они должны были получать лицензию на свою деятельность. В 1827 году вышел указ о об ответственности за прерывание беременности для акушерок четырёх основных религиозных общин – мусульман, греков, армян и евреев. В том же году в назидание остальным две еврейские акушерки были сосланы из столицы.
Документ гласит:
На том основании, что Илия Макзи, одна из еврейских дам, известная публике под именем «Кровавая акушерка», и её помощница по имени Рахиль Полиса, по слухам, были причастны к этому неприятному акту [абoрту], и поскольку очевидно, что им нельзя помешать и предотвратить с помощью предупреждений дальнейшую деятельность, их обеих высылают в Салоники, чтобы сдержать других.
Кодекс 1851г. четко сформулировал наказания:
- от шести месяцев до двух лет тюрьмы – для всех, кто предоставит женщине лекарства или инструменты;
- принудительные работы – для врача, аптекаря, хирурга, помогавшего процессу;
- Любой человек, вызвавший выкидыш, платил дийю. Если травма была намеренной, то помимо дийи назначались принудительные работы;
- Интересно, что в кодексе 1858 года не было наказания для самих женщин, желавших избавиться от эмбриона.
В Стамбуле практиковали акушерки-иностранки, которые вели свою незаконную деятельность под прикрытием дипломатического иммунитета. Так в отчётах начала часто фигурирует имя мадам Зибольд, что во время правления Абдулхамида II работала в богемном районе Бейоглу. Её «слава» была настолько велика, что приказ о её депортации выписал сам султан. В 1905 году её выгнали из страны, несмотря на протесты немецкого консульства. А фотографии мадам повесили на всех пограничных пунктах, чтобы она и не думала снова проникнуть в Турцию.
А как контролировали рождаемость во дворце?
До Хюррем лучшим способом контроля рождаемости было воздержание, но после того, как султаны «распробовали» моногамные семейные отношения, пришлось прибегать и к противозачаточным средствам. Чаще всего во время близости использовали тампоны, пропитанные растительными средствами: масло цветков капусты, перец, сок перечной мяты, настой листев мяты и укропа.
Все мы знаем, что Джихангир родился после большого перерыва, а после него дети у Хюррем и Сулеймана не было. Возможно, они посчитали, что наследников уже достаточно, потому использовали какие-то средства для избежания беременности, хотя, конечно, они были не слишком надёжными.
Но зачем вообще султанам были нужны противозачаточные средства? Уж они-то своих отпрысков содержать могли
Дело в том, что было узаконено братоубийство, поэтому после определенного числа сыновей остальные рождались только для того, чтобы умереть сразу после восшествия на престол их брата. Есть легенда, что вышеупомянутый Джихангир (который, как известно, был инвалидом) спросил у отца, оставит ли его в живых Мустафа, когда станет султаном. Сулейман ответил, что тот никого не пощадит.
Понятно, что рождение лишних детей было очень жестоко. Но не всех султанов заботили такие мелочи. Так после смерти Мурада III, из дворца вынесли 19 маленьких гробов его наследников, и их могло быть даже больше, если бы за несколько лет до того не случилась эпидемия, что унесла жизни многих обитателей дворца. Ситуация изменилась с введением системы тюрьм-кафесов для наследников, но для спокойствия империи большое число султанских отпрысков по-прежнему оставалось нежелательным